С древних времен людей интересовало, как действует толпа и каким принципам она подчиняется. Как повести толпу за собой и как не стать ее жертвой. Как остановить или перенаправить людскую массу, и почему так изменяется сознание человека, вливающегося в толпу.
Именно этими вопросами и задается психология масс.
Психологи выделили несколько принципов психологии массы, влияющих на каждого члена толпы. Во-первых, вливаясь в толпу человек ощущает себя освобожденным от культурных ограничений, навязанных ему социумом. Он может отпустить на волю свои инстинкты, ничем не отличающиеся от инстинктов дикого зверя – охотиться, убивать, есть и спариваться. В обычных условиях общество наказало бы его за откровенное проявление этих инстинктов, но находясь в толпе человек как бы обезличивается и наказывать становиться некого. Это порождает эффект заразительности – если один член толпы совершит неодобряемое действие и рядом с ним другой человек сделает то же самое, то в мгновение ока всю толпу охватит этот позыв. Видя на примере окружающих, что наказания не следует, человек с радостью предается своим инстинктам. Между тем, толпа может одинаково разрушать или творить добро. Примером тому служит воинские подвиги, когда один человек поднимает в атаку целую роту или батальон, и на одной только заразительности берутся высоты занятые противником и совершаются прорывы линий фронта.
Толпа, будучи движима исключительно инстинктами и бессознательным, не склонна к такому явлению как критичность – это качество присуще эго, которое в толпе практически отключается. Поэтому любую информацию она воспринимает образами, доводя все услышанное до крайности. Хватает одного-двух красочно и вовремя сказанных слов, не идущих вразрез с уже существующим настроением в толпе, чтобы направить ее движение в нужную сторону. Среди прочего, умению понимать настроение толпы и правильно говорить с ней, выделять в ней лидеров и заводил и подавлять их психология масс так же занимается.