Как и в любом собрании людей, будь то государственная структура или частная коммерческая компания, в Православной церкви существует своя иерархия. Это необходимо для того, что упорядочить должностные обязанности священнослужителей.
По своей структуре Православная церковь имеет не простую иерархическую лестницу, которая берет свое начало еще с Великого церковного раскола 1054 года и дальнейшего развития независимых и автономных православных церквей.
Православная иерархия имеет два понятия деления: черное монашество и белое монашество. Первые в отличие от вторых не имеют право вступать в браки и ведут скитальческий или отчужденный быт жизни. Белое же, монашество более привилегированно. По кодексу чести, главную роль в Русской православной церкви играет Патриарх Константинопольский, официальный титул которого Патриарх Вселенский. Однако на Русскую Православную Церковь не распространяется юрисдикция этого человека, поэтому юридически первым лицом в иерархической лестнице является Патриарх Московский и Всея Руси. Свою власть он осуществляет совместно со священным Синодом. В Синод входят девять человек, на постоянной основе это митрополиты Киевский, Петербургский, Крутицкий и Минский. Также на постоянной основе входит председатель Внешнецерковного ведомства, остальных же четырех приглашают с епископатов сроком на полгода. Далее идут архиереи (епископы, митрополиты, архимандриты) – высшие чины, которые управляют епархиями. Им в свою очередь подчиняются священники, которых чаще в православии называют пресвитерами. Священники занимаются руководством церквей на местах: в городах, селах и.т.д. Пресвитеры делятся на иереев и протоиреев, в зависимости от их рода деятельности в приходе. Старшего руководителя прихода называют настоятелем. И, на самой низшей ступени белого монашества находятся диаконы, попы, которые занимаются тем, что помогают священникам.
Черное монашество также имеет свою иерархию. Подчиняются они непосредственно Священному Синоду и Патриарху. В черном монашестве более строгие правила, которые основаны на безбрачии и прочих обетах. Самой высшей ступенью являются великая схима, далее – малая схима и самая низшая ступень – рясофоры. Отличия между ними заключаются лишь в строгости обета, которые они дают!