Ветхий на церковнославянском означает старинный. В древнегреческом варианте перевод с древнееврейского языка означал тот, который был раньше, а именно, когда Моисей был затребован к освободительной миссии самим Богом.
С иудейской точки зрения центральной темой Библии является договор или завет, заключенный между Богом и еврейским народом. И первое упоминание об этом завете -обещание Бога дать Ханаан потомкам Авраама.
Библия в том виде, как она известна нам – конечный продукт многих писаний, редактирований, отбора литературы в первую очередь с доминантой на еврейские религиозные концепции. Невозможно предположить, что все книги написаны людьми под диктовку Бога. Библия живописует исторические события, человеческие ситуации и «мужскую» реакцию на них, убеждения мужчин, что именно Бог и вовлечен в события.
Литературная история Библии начинается со времен Соломона, когда два человека, а может, и группа людей решали, что же должно стать ядром Ветхого Завета.
Каждый сосредоточился на определенной истории. Один был упоен историей о Давиде, его семье, потомках. Другие погрузились в устные и письменные традиции прошлого с целью лучше понять настоящее. Патриархальные истории, песни, сказки о происхождении мироздания, участия Бога в делах людей были собраны с единую сагу о народе Израиля, избранного народа, по мнению авторов. Очевидно, «священная история», как её назвали, использовалась во время фестиваля и культовых церемоний и была целенаправленна в том, чтобы «поднять» сознание народа, убедить его в высшей «кастовой» принадлежности, содействии Бога во всех еврейских делах.
В будущем новые монархи и новые события требовали расширения национальной истории. Теологи увидели новые грани отношений между богом и человеком. Некоторые материалы, вне сомнения, изымались в угоду настоящим событиям. Как, например история Давида, который стала, по существу, прототипом идеального царя и, в конечном счете, Мессии.
В своей нынешней форме Ветхий Завет открывается религиозными традициями о происхождении мира и человека, приключения патриархов – Авраама, Исаака, Иакова, об их житие-бытие в земле Ханаанской. Из-за голода, евреи мигрировали в Египет, где Иосиф стал любимчиком фараона и соответственно его родственники жили неплохо. Но смена власти на египетском престоле изменила отношение к евреям, и они оказались в фактическом рабстве.
Когда Моисей пас овец близ горы Хорив на Синайском полуострове, его призвал Яхве и, наделив Моисея чудодейственными способностями, велел вести народ еврейский в землю Ханаан.
Под руководством Моисея они и отправились в пустыню. После Моисея, которому не удалось, по причине смерти, привести их на родные просторы, Иисус Навин возглавил поход, увенчавшийся успехом. Евреи получили контроль нал Ханааном, но со временем внешнее и внутренне давление стало настолько велико, что возникла необходимость в едином властном лидере. Саул, Давид и Соломон объединили Ханаан в единую империю.
Все книги Ветхого завета перекликаются с еврейским каноном (Танах), но с изменениями. Еврейская книга заканчивается Книгой Хроник, которая рассказывает о возвращении израильского народа на землю обетованную и восстановленному в Иерусалиме Храму Господа и таким образом цель Бога достигнута. В христианской редакции последняя Книга Малахии, подготавливающая приход Мессии и непосредственно приводящая к евангелию от Матфея и рождению Иисуса.