Великая Пятница, Черная Пятница, Святая Пятница – вероятный день распятия Христа (пятница), предполагаемый год – 33.
Распятие Христа произошло накануне еврейской Пасхи, что символизирует новую жертву. Жертва вместо агнца, но так как Иисус необычный агнец, Агнец Божий, то и цель этой жертвы велика – для всего человечества в равной степени, а не только для одних евреев.
Христианская традиция, включая и синоптические евангелия считает, что последняя вечера проходила в первую ночь еврейской Пасхи (в Торе после дня 14 ниссана), но евангелия Иоанна сосредотачивается непосредственно на дне 14 ниссана. В библейском календаре новый день начинается после заката, а не в полночь, как в современном западном календаре. Чтобы определить современный день смерти по григорианскому (и по юлианскому) календарю нужно знать год, потому что 15 ниссана соответствует одной из двух полных лун после Весеннего равноденствия и может иметь место в любой день в конце марта или апреля в западном календаре.
Названный период был временем еврейской пасхи. День, относящийся к пасхе – 14 ниссана. Все евангелия соглашаются в том, что Иисус умер и был взят на небеса в день перед еврейским днем отдыха до заказа. Иоанн уточняет, что это был день отдыха, «праздник», 15 ниссана. А Последняя Вечера имела место вечером в начале 14 ниссана, распятие произошло на переходе 14 ниссана во время следующего дня, в то время как для Пасхи резали ягнят (день подготовки) в Храме Ирода в Иерусалиме, около 15 00 (или в девятый час). Евреи праздновали пасху тем же вечером после смерти Иисуса.
После 500 года все месяцы в календаре были упорядочены в соответствии с астрономическими наблюдениями. Не возможно точно заявить на какой день недели выпадало 14 ниссана. Ещё сложнее обстоят дело ввиду несогласованности в сообщениях синоптических евангелий, в которых последний ужин Христа идентифицируется с пасхальным ужином, по сравнению с евангелием Иоанна. Но тогда с исторической точки зрения ответ становится слишком проблематичным. Первый день пасхи – церковный еврейский праздник, по время которого не возможна никакая работа.