Мы – социальные животные. Социальные, но – животные. И как все наши пушистые братья, мы не ограничиваем себя лишь языковым общением. Очень многое осталось у нас от тех времен, когда человек не знал ни слов, ни письма, а общался лишь позами, жестами и звуковыми сигналами, вроде обезьяньего крика об опасности или рыка, предупреждающего соперника о серьезности намерений.
Невербальные проявления – жесты, мимика, положение тела, а также конгруэнтность, то есть соответствие произносимых слов языку нашего тела – этим и занимается психология жестов.
Человек имеет свойство часто врать или недоговаривать. Вам может не нравиться какая-то персона, но будучи вежливы, вы не в силах сообщить этой персоне, что она вам сильно не по душе. Однако эта самая персона очень скоро поймет, что вызывает у вас неприязнь, хотя вы не сказали ей ни слова и всегда старались быть дружелюбны. Но дружелюбие вы проявляли на словах, тогда как ваш взгляд всегда стремился уйти в сторону, вы часто отворачивались от человека, с радостью отвлекались на других собеседников, складывали руки на груди, а ноги скрещивали, подносили пальцы ко рту во время речи или потирали ухо – все эти обычные движения и жесты кричали вашему собеседнику, что он скучен, неприятен и не интересен вам.
Психология жестов в свою очередь учит людей как правильно читать этот богатый язык, интерпретировать его и даже пользоваться им, чтобы настроить необходимым образом окружающих, скрыть от них что-то или наоборот, понимать, когда они лгут. Знания эти весьма полезны бывают общественным деятелям и людям, которые ежедневно вынуждены сталкиваться с ложью (следователи, психологи, судьи, воспитатели и т.д)