Икона Спасителя – одна из разновидностей иконописи, в котором идет изображение Иисуса Христа. Очень долгое время, вплоть до четвертого века нашей эры изображение Иисуса было в виде агнца, которого приносят в жертву, дельфина или пеликана, как символ милосердия и добродетели.
Происходило это потому, что в анналах истории и в канонической Библии, нигде не было доподлинного не визуального ни письменного описания изображения Христа. Лишь после Первого Вселенского Собора, было принято изображать аллегорический облик Христа на иконах.
С пятого века нашей эры иконописцами начался бум иконописи с ликом Спасителя. С тех пор иконы с изображением Иисуса Христа не претерпели особых изменений. В иконе Спасителя существует ряд нюансов, которые присущи исключительно этому виду иконописи. Так, только для икон с ликом Спасителя преимущественен крестцовый нимб над головой, причем слева и справа подписывались греческие буквы «Альфа» и «Омега», что означает как «начало» и «конец» всего сущего, который Христос заключал в себе. Позже эти символы в католическом христианстве были заменены на латинские буквы, которые символизировали инициалы Иисуса Христа “IC” и “XC”. На верхней части нимба, на иконе Спасителя, обычно прописывают слово «сущий» в некоторых иконах такого нет.
Обязательными нюансами являются и цветовая гамма одежды, в которую был облачен Христос. Основной хитон должен быть пурпурного цвета с каймой – полосой на плече, и с синим гиматием наверху. Такие цветовые решения также были установлены на Великом Вселенском Соборе, и требуют обязательного исполнения в иконописи.
Среди образцов старых икон с изображением Спасителя являются иконы – Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и Спас Эммануил. Причем последняя икона изображает лик Иисуса Христа в отроческом возрасте.