Новый Завет начинает с описания четырех немного разных биографий Иисуса, которые написаны, согласно традиции, Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, в указанном порядке.
Традиционное толкование утверждает, что Святой Дух вдохновил создателя каждой книги и, следовательно, общие черты проходят лейтмотивом через все книги, а именно присутствие Бога-автора.
Имя, связанное с первым евангелием – Матфей. Матфей, церковно-славянская форма греческого или еврейского имени Маттафия, «дар Бога».
Христианское сообщество называет Матфея одним из двенадцати учеников Иисуса и указывает на этого конкретного Матфея как на автора Евангелия, хотя больше нет никаких подтверждений. Из четырех канонических евангелий, евангелие от Матфея более всего близко к еврейской традиции. Большинство ученых полагают, что любая книга в Новом Завете написаны на греческом языке (Койне), но некоторые эксперты утверждают, что первоначально это был арамейский язык. Но арамейский вариант (если, конечно, он существовал) был утерян.
Евангелие от Марка считается самим ранним евангелием, которое когда-либо было написано – это общепринятое мнение. Вероятнее всего, что оно написано вскоре после того, как в Риме начались первые серьезные преследования христиан (после большого пожара, связанного с Нероном в 64 г ) и рассчитано оно было на то, чтобы вдохновить первых христиан.
Рассказ об истории жизни и смерти Христа у Марка самый короткий, исторически можно классифицировать его как сокращенную версию евангелия Матфея. До двадцатого века ему не уделяли должного академического внимания, но в сегодняшнее время – это один из ключевых библейских документов христианства, который вдохновляет, ведет и питает веру христиан во всем мире.
Марк, автор Евангелия, в соответствии с ранней церковной традицией, которую предложил христианский епископ второго века Папий, был помощником Симона Петра, Апостола Христа.
Но в пределах текста личность автора не прослеживается, лишь в одном эпизоде, который возможно может относиться к самому Марку. После ареста Христа, когда все ученики разбежались, оставался один неузнанный человек, который, завернувшись в покрывало, следовал за Иисусом. После того как воины пытались его схватить, молодой человек сбросил покрывало и голым убежал от них. Больше молодой человек не появляется нигде.
Автором третьего евангелия называют человека по имени Лука, сокращенный вариант либо Луция, либо Лукана, благородного римского имени. Третье, самое длинное из четырех канонических евангелий. Судя по тексту, автор был всестороннее образованным человеком, он обеспокоен проблемами социальной этики, положением женщин, других угнетаемых групп. Помимо подробного интересного описания жизни Христа, евангелие акцентируется на молитве, деятельности Святого Духа. Возможно по этим обстоятельствам, это евангелие для многих христиан оно одним из самых любимых.
Все три евангелия называют синоптическими (греч. обозримый), а авторов синоптиками.
По той причине, что все они в большей степени подобны в содержании, договоренности в рассказах и языке, структурах параграфов и предложений и, прежде всего, связаны с проповедями Иисуса Христа простым людям Галилеи.
Четвертое евангелие отличается от всех трех, также как отличаются от них неканонические евангелия. Как и три синоптических евангелия оно содержит описания некоторых действий и высказываний Иисуса Христа, но абсолютно отличается по структуре, идее и теологических акцентах. Цель выражена в заключении, что все описанные чудеса подтверждают, что Иисус – Мессия и Сын Бога. Иоанн сосредотачивается именно на его «космической миссии».
В евангелие Иоанна Иисус (Космос) был всегда, был с Богом и был Богом «в начале», то есть существовал с незапамятных времен.
Четвертое евангелие считают авторством анонимного автора, человека неизвестного. Имя Иоанн стали употреблять, когда все четыре евангелия были собраны в единую коллекцию.
Существует версия, что оно написано учеником Иисуса и встречаем мы его на Тайной вечере, когда Иисус объявляет о том, что один из апостолов предаст его.