Отправной точкой для поиска, почему возникла религия надо, наверное, искать в вере в священную власть, которая выходила за пределы человеческого понимания, и являла его миру свою поддержку. Она не могла быть персонифицированной, всего лишь аморфные понятия провидения, как творческой и восстанавливающей силы, которая работает в поисках пищи, плодородия, рождения, смерти, смене времен года. Когда идея этой потенциальной возможности обрела самостоятельную жизнь в различных аспектах и функциях, она нашла выражение в духовных существах, душах мертвых, отдельных божествах. Они имели множество различных форм, характерных особенностей, возникавших из предопределённых источников, сильных и хороших, которые определяли деятельность природы и судьбы человека свыше. Повторение этой концепции божества в историческом и религиозном развитии всех государств доказывает, что она возникла стихийно.
Это было выражением неких прирождённых мыслей и чувств, нежели развитые формы знаний о Вселенной и природных явлениях.
Не имея возможности объяснить природные процессы и законы за пределами собственных наблюдений, древние люди почувствовали необходимость создания дружеского, взаимовыгодного сотрудничества с высшей реальностью.
С этого начинается анимизм, когда каждое дерево, любой цветок, ручей или река и прочее мыслились как воплощение божества, перед которыми благоговели. На них возлагали надежды и опасения.
Матерь-Богиня была фактически первой попыткой воплотить в жизнь доктрину божества, как можно видеть по её символике – общей черте доисторической религии верхнего палеолита: скульптурные «Венеры» и другие изображение в пещерах. Впоследствии этот жизненный символ становится отличительным признаком в культе Великой Матери.